Методические рекомендации при изучении темы «тип круглые черви»
В начале урока учитель проверяет знания по вопросам: как озаглавлена первая часть § 11? Какое название дано второй части этого параграфа? В чем выражается приспособленность бычьего цепня к паразитическому образу жизни? Нарисуйте схему развития бычьего цепня и расскажите о его особенностях. Какой вред наносит здоровью человека бычий цепень? Каковы меры борьбы с этим паразитом? Перечислите основных представителей типа плоских червей. Почему их объединяют в этот тип?
Учитель знакомит учащихся с круглыми червями, отмечал их многообразие и широкое распространение, рассказывает, что некоторые из них живут в организме человека, животных и растений, другие населяют дно водоемов.
Как типичное животное школьники изучают человеческую аскариду. Учитель рассказывает о ее месте обитания, показывая влажный препарат, знакомит с некоторыми чертами ее внешнего строения. Для знакомства с чертами приспособленности аскариды к паразитическому образу жизни можно показать учащимся кинофильм или вторую часть диафильма. Перед их демонстрацией следует поставить перед классом вопросы: каковы особенности строения аскариды, связанные с жизнью в кишечнике человека? Как развивается аскарида? Как можно избежать заражения аскаридой?
После просмотра кинофильма учитель организует беседу по вопросам, поставленным выше. В итоге беседы он уточняет и углубляет ответы школьников, выделяя существенные признаки аскариды, связанные с паразитизмом: живет в кишечнике человека, питается полупереваренной пищей, имеет вытянутое тело с заостренными концами и покрытое плотной оболочкой, кожно-мышечный мешок состоит из продольного слоя мышц; сокращения которых способствуют изгибанию тела и удержанию его в кишечнике. Важно отметить вред, приносимый аскаридой здоровью человека, меры предупреждения заражения аскаридой и борьбы с ней.
Далее учитель знакомит школьников с детской острицей, раскрывая характерные особенности ее образа жизни, пути заражения и меры предосторожности против вызываемого ею заболевания (соблюдение правил личной гигиены).
В заключение урока, обобщая пройденный материал, учителю нужно отметить существенные признаки круглых червей (круглое в поперечном сечении тело, наличие рта и заднепроходного отверстия, полости тела с полостной жидкостью).
Задание на дом: изучить § 12 и приготовить ответы на вопросы: почему паразитические черви отличаются большой плодовитостью? Какое значение для паразитических червей имеет то обстоятельство, что их личинки и взрослые формы обитают в разных местах?
МНОГООБРАЗИЕ ПАРАЗИТИЧЕСКИХ ЧЕРВЕЙ И БОРЬБА С НИМИ
В начале урока учитель проверяет ответы на вопросы, заданные на дом на предыдущем уроке. Чтобы опросить всех учащихся, следует провести письменную работу с использованием тестов.
Задание 1
С помощью цифр, данных в списке, укажите признаки, характерные для той или иной группы червей:
A. Ресничные черви
Б. Ленточные черви.
B. Круглые черви.
1. Паразитический образ жизни.
2. Свободноживущие формы.
3. Двусторонняя симметрия.-
4. Тело состоит из члеников.
5. Передвижение с помощью ресничек.
6. Гермафродиты.
7. Раздельнополые.
8. Полость тела, заполненная жидкостью.
9. Кожно-мускульный мешок. 10. Присоски и крючочки.
Задание 2
С помощью цифр, данных в списке, распределите признаки, характерные для видов червей:
A. Белая планария.
Б. Бычий цепень.
B. Человеческая аскарида.
1. Тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении.
2. Тело членистое и плоское.
3. Тело удлиненное, в поперечном сечении имеет округлую форму.
4. Живет в кишечнике человека.
5. Промежуточный хозяин крупный рогатый скот.
6. Имеются присоски.
7. Живет в водоемах.
8. Гермафродит.
9. Раздельнополые.
10. Имеются ротовое и заднепроходное отверстия.
Изучение нового материала целесообразно начать с ознакомления учащихся с многообразием паразитических червей. Учитель обращает их внимание на рисунок 30 учебника, предлагая назвать паразитов, принадлежащих к типу плоских червей, и объяснить, почему их относят к этому типу. Аналогичным образом он знакомит школьников с некоторыми видами ленточных червей. Более подробно нужно рассмотреть ленточного червя эхинококка. Учитель предлагает школьникам найти его изображение на рисунке 2, рассмотреть и ответить на вопросы: каковы основные части тела эхинококка? Что расположено на его головке? Какое значение имеют эти органы в жизни эхинококка? Из скольких члеников состоит его тело? Каково их значение в жизни этого червя?
1 2