Основные положения учения Августа Вейсмана
В свое время Вейсман был заклеймен в СССР как один из идейных вдохновителей лженауки евгеники и родоначальник реакционной генетики, которые получили дальнейшее развитие в реакционном учении менделизма-морганизма, ставшим теоретической основой человеконенавистнической идеологии расизма в эпоху империализма.
Один из основателей неодарвинизма, А. Вейсман признавал естественный отбор необходимым и достаточным условием для эволюции живого. Автор нескольких оригинальных теорий, касающихся генетики и эмбриологии, он предугадал некоторые важнейшие биологические закономерности, такие как дискретность наследственных единиц, хотя часть его предположений впоследствии не подтвердилась. А. Вейсману принадлежит теория непрерывной зародышевой плазмы; ученый предполагал, что зачатковые клетки и клетки тела принципиально различны. Он отрицал наследование благоприобретенных признаков. А. Вейсман считал, что свойства организма в целом и его клеток определяются наследственными детерминантами, которые он провидчески связывал с клеточным ядром. Защищая теорию Ч. Дарвина, ученый перенес принцип отбора и на внутриорганизменные структуры, пытаясь таким путем объяснить возникновение неопределенной изменчивости.
[1] Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000, 2005. – С. 95.
[2]Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб.пособие для студентов вузов. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2005. – С. 137.
[3] Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Основной курс в вопросах и ответах: Учебное пособие. 2-е изд. испр. и доп. – Новосибирск: Сиб-е ун-е изд-во, 2005. – С. 87.
[4]Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. 7-е изд, испр. и доп. – М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – С. 195.
[5] Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: Курс лекций. 4-е изд., стер. – СПб: Издательство «Лань», М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2007. – С. 75.
[6] Концепции современного естествознания: Учебник для вузов /Под ред В.Н. Лавриненко, В.П Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 148.
[7] Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 257.
[8]Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. 7-е изд, испр. и доп. – М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – С. 237.
[9] Свиридов В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие.- 2-изд. – СПб.: Питер, 2008. – С. 157.