Макробиотика как искусство продления жизни
Для долголетия важно, чтобы сердце было не слишком раздражено. Тот, у кого пульс бьется сто раз в минуту, скорее изнуряется, нежели тот, у кого частота пульса не более 50 ударов.
В нас самих существует источник счастья, мы должны находить его и пользоваться им. Прежде всего надо побеждать свои страсти, которые значительно усиливают жизненное истощение и сокращают нашу жизнь. Это печаль, досада, страх, беспокойство, малодушие, зависть и недоброжелательство.
Люди неискренние встречаются преимущественно между народами образованными. Нет состояния, более противного натуре человека. Неприятно носить одежду, которая сшита не по фигуре, везде жмет и затрудняет движения. Но что значит это по сравнению с моральным стеснением, которое связывает нас, когда мы надеваем на себя маску характера, чуждого нашей натуре, когда слова, поведение, действия - все противоречит нашим чувствам, нашей воле, когда мы бываем вынуждены подавлять наши наклонности и когда необходимо напрячь все нервы, чтобы сделать ложь похожей на правду.
Не нужно предпринимать ничего сверх своих сил. Природа дала нам путеводитель, на который следует полагаться. Это усталость — внутренний голос природы. Кто устал, тому нужно отдыхать.
Отвечая на вопрос, почему человек живет дольше большинства животных, автор называет следующие причины: клеточная ткань человека нежнее и мягче, нежели у ближайших к нему животных, а излишняя твердость и сухость приводят к преждевременной старости. Человек растет медленнее, все в нем происходит с меньшей скоростью, а чем медленнее совершаются возрастные изменения, тем жизнь продолжительнее.
«Сон — одно из самых мудрых установлений природы. Он приостанавливает и уменьшает истощение, которое влечет за собою жизненная деятельность. Ничто так не ускоряет истощения и ничто так более не способно преждевременно состарить человека, как недосыпание. Сон замедляет все жизненные отправления, компенсируя Дневные потери, ибо во время сна в нашем теле совершается процесс восстановления и питания, равно как и процесс отделения веществ бесполезных и вредных. Ложась и снимая белье, надо также слагать с себя и житейские заботы и беспокойства, чтобы и ум оставался в покое.
Из причин, сокращающих жизнь, нет ни одной, столь опасной и соединяющей в себе вредные условия, как злоупотребление любовными наслаждениями. Что же более может уменьшить в нас силы, как не трата жидкости, в которой содержится начальная искра жизни нового существа! Жизненная сила сосредоточена в семенных жидкостях, и малейшей частички их достаточно, чтобы воззвать к жизни новое существо. Можно ли себе вообразить средство лучше этого для восстановления и сохранения нашей собственной жизненной силы? Что в состоянии давать жизнь, то должно также и сохранять ее»,— писал Гуфеланд,
Брак, бесспорно, должен занять важное место в числе средств, содействующих продолжительности нашего существования. Действительно, брак есть единственно от нас зависящее средство, дающее должное направление инстинкту, влекущему один пол к другому. Он избавляет от двух крайностей, равно вредных: от злоупотребления половой жизнью и от совершенного воздержания. Брак умеряет наслаждение и делает его правильным. Все люди, дожившие до глубокой старости, были женаты.
Гуфеланд утверждал, что восстановление здоровья и продление жизни не всегда одно и то же и что важно не только излечение болезни, но и способ ее излечения.
«Всякая болезнь сопровождается потерей сил. Если лекарство действует на тело сильнее, нежели сама болезнь, то, излечивая больного, оно ослабляет и сокращает его дни более, чем болезнь, предоставленная самой себе». Это действительно и случается, когда для лечения употребляют сильнодействующие средства.
«Никогда не должно терять из виду, что есть болезни, которые могут быть полезны и необходимы человеку для продления его существования. Они суть усилия природы, служащие для установления в теле равновесия и отведения из него болезненной или посторонней материи, что освобождает тело от заразы. Если врач ограничится уничтожением такой болезни, не обратив внимания ни на причины ее, ни на последствия, могущие произойти от его лечения, то он только сдержит усилия, которыми природа старалась излечить саму болезнь. Такой врач, погашая огонь снаружи, сильнее раздувает его внутри; он питает материальную причину болезни, которую природа победила бы сама, если бы ей не воспрепятствовали и если бы не дали злу укорениться и сделаться неизлечимым. Встречается немало примеров, когда больные, думая, что совершенно излечились от лихорадки, кровавого поноса и пр., впадают в чахотку или неизлечимые нервные болезни. Всякий согласится, что подобное лечение сокращает продолжительность жизни, хотя им на время и излечивается болезнь».
1 2