Средства продления жизни, или правила рациональной макробиотики
Каким же образом можно предохранить себя от болезней? В случае, если они обнаружатся, как их лечить? И как пользоваться медициной, чтобы продлить свое существование?
«Болезни происходят по двум причинам: от каких-нибудь особенных обстоятельств и от расположения тела, вследствие чего оно делается способным пострадать от действия известной причины. Следовательно, для предотвращения болезней есть только два способа: устранение причин болезней или устранение возможностей их развития».
Первый способ, к которому в основном прибегают, мало надежен, ибо человеку, живущему в обществе, трудно избежать разнообразных и многочисленных влияний, окружающих его, и поэтому для него становится невозможным устранить причины болезней. И чем более мы устраняем факторы, которые могут вызвать болезни, тем они сильнее на нас действуют при предоставившемся случае. Так, ни на кого столь сильно не действует простуда, как на тех, кто приучил себя к теплу.
Второй способ предотвращения болезней гораздо эффективнее. Его суть в том, чтобы помочь телу освоиться со всеми внешними влияниями и сделать его нечувствительным к вредным воздействиям. Кроме того, каждый из нас должен понять свое особенное расположение к болезням, дабы уничтожить его или, по крайней мере, избегать случаев, могущих привести к болезни. На этом основывается индивидуальная диететика. Древние в этом отношении были умнее нас. Их изыскания — астрологические, хиромантические и другого рода — имели главнейшей целью определение физического и психического склада человека, дабы, сообразуясь с ним, назначить ему надлежащий образ жизни и диету.
Как же К. Гуфеланд советовал поступать при заболеваниях?
«Во-первых, никогда не следует употреблять лекарства без достаточной к тому надобности. Часто случается, что от этого только и образуется болезнь, которой желали избежать. Во-вторых, надо помнить, что на лечение нередко растрачивается часть жизненной силы и, следовательно, сокращается жизнь. И наконец, в третьих. Коль скоро обнаруживается причина болезни, тотчас следует обратить на нее внимание. Тотчас должно у врага своего — болезни отнять пищу, на что указывает спасительный инстинкт натуры не только человеку, но и всякому животному, отвращая при болезни от пищи, потому что организм не в состоянии в это время ее переварить. Но взамен нужно больше пить, и лучше всего воду. Надо оставаться в покое, и лучше всего лежать в постели. Этими простыми средствами, указываемыми нам самой природой, если мы только захотим послушаться ее голоса, можно уничтожить множество болезней в самом их начале».
В качестве доказательства К. Гуфеланд приводит высказывания многих долгожителей, которые таким образом избавлялись от всякого легкого недуга.
Кристофер Гуфеланд ввел в свою книгу целую главу, которую называл «Средства продления жизни, или правила рациональной макробиотики». Для продолжительности жизни человека важно здоровье его родителей и момент, в который совершилось зачатие, считал он. Воспитание ребенка должно быть таким, чтобы умерять его чувствительность.
«Можно смотреть на каждый день как на нашу жизнь в миниатюре: утро представляет юность, полдень—зрелый возраст, вечер — старость. Зачем же не предпочитать юность для своих занятий вместо того, чтобы ими обременять себя вечером, в возрасте изнурения и старости? При пробуждении мы действительно чувствуем себя помолодевшими. Человек никогда так совершенно не наслаждается чувством своего бытия, как в прекрасное утро. Кто не пользуется этим временем суток, тот не пользуется каждодневной юностью нашей жизни. Все люди, дожившие до глубокой старости, вставали рано».
И в заключение важно подчеркнуть такую мысль К. Гуфеланда о долголетии: «Цель медицины — здоровье; цель макробиотики — продление жизни. Способы врачебные сообразуются с настоящим положением больного человека и с переменами, какие могут произойти от употребления их; средства макробиотики распространяются на всю продолжительность жизни. Медицина ограничивается только тем, чтобы восстановить здоровье, не заботясь иногда о том, не сокращают ли жизнь используемые ею средства, что нередко случается при некоторых методах лечения; она смотрит на болезни как на зло, которое стремится искоренить; макробиотика показывает, что некоторые болезни могут даже служить к продлению жизни.
1 2