История развития и предмет изучения анатомии
Неспециалисту анатомия, как правило, малоинтересна, и его вполне устраивают те представления об этой науке, которые сохранились в памяти со школьных времен. Анатомия воспринимается обычно как набор сведений о строении организма человека или животного, о том, сколько в нем костей, мышц и прочего, как они называются и где расположены. Все это, конечно, большого интереса не вызывает. На самом же деле анатомия не только очень нужная, но и по-настоящему увлекательная наука.
В том, что она нужна, сомнений ни у кого не возникает, и это стало понятным давно. Еще в прошлом веке известный московский врач А.П. Губарев удивительно емко обозначил место и роль анатомии, написав: "Без анатомии нет ни хирургии, ни терапии, а есть только приметы и предрассудки"
Однако сейчас анатомия не ограничивается поисками ответа на вопрос о том, как устроен организм, хотя эти поиски продолжают расширяться с появлением новых методов исследований. Современный анатом стремится понять, почему организм устроен именно так, а не иначе. В связи с этим форма и строение тела человека рассматриваются не как сумма составляющих его частей, а как нечто целое, в котором все органы и ткани связаны и между собой, и с внешней средой.
Как и все фундаментальные науки, анатомия прошла длинный путь развития, она зарождалась в собирании и объединении разрозненных фактов, что заняло в буквальном смысле слова тысячелетия; первый известный нам анатомический труд появился в Китае за три тысячи лет до нашей эры. Затем эти факты систематизировались, истолковывались, переосмысливались, открывали пути к иным, более глубоким обобщениям и выводам, к новым открытиям.
Современные электронные микроскопы позволяют при увеличении в десятки и сотни тысяч раз рассмотреть мельчайшие составные части клеток (органеллы), а с помощью сканирующего электронного микроскопа почти при таком же увеличении - и их поверхность.
Тем не менее, даже на уровне электронной микроскопии исследователь находится снаружи изучаемого объекта. А мы же попытаемся ввести посетителя в мир современной анатомии как бы изнутри. Такой способ выбрала писательница Кэрол Доннер в своей чудесной книге "Тайны анатомии". Доннер - художница, давно специализирующаяся на иллюстрации научной и учебной медицинской литературы, участвовавшая в создании американского "Атласа хирургических операций", сумела легко и просто рассказать об очень серьезных и трудных для неподготовленного восприятия вещах, познакомить широкого читателя с важнейшими достижениями современной функциональной анатомии. Для этого она прибегла к старинному литературному приему, главные герои - дети, случайно становятся маленькими и оказываются внутри человеческого организма. И хотя герои книги - дети, а сюжет слагается из почти сказочных приключений, содержание ее с начала и до конца строго научно, как и авторские иллюстрации, пусть даже в них присутствует некоторый фантастический элемент. Так что подача материала по духу очень близка нашей идее. Конечно, если бы удалось создать и музей по такому же принципу, то это было бы просто потрясающе. Представляете, путешествие по организму огромного человека? Думаю, тут дух будет захватывать у любого. Но такая экспозиция - это самый дорогостоящий вариант, требующий детальной разработки целого штата специалистов из разных областей науки и техники. Но, по крайней мере, взять на заметку такой вариант мы можем
Анатомия человека - наука о форме строение, происхождение и развитие органов, систем и организма в целом эта наука относится к биологическим наукам, объединенных общим термином "морфология" (от греческого morpho - форма, logos - учение).
Задача анатомии как науки заключается в системном подходе к описанию формы, строения и положения (топографии) частей и органов тела в единстве с выполняемыми функциями с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. В связи с указанным, анатомию делят на системную, топографическую (хирургическую), возрастную, сравнительную, пластическую, типичную, патологическую.
Системная анатомия рассматривает форму и строение органов, объединенных в системы, поэтому включает: учение о костях (остеология) и их соединения (артрология), о мышцы (миология), внутренности (спланхнологию), сердечно-сосудистую систему (ангиологии), нервную систему (неврологию), органы внутренней секреции (эндокринология) и органы чувств (естезиологию).
Топографическая (хирургическая) анатомия (от греческого topos - место, grapho - пишу) изучает взаимное расположение органов, сосудов и нервов в разных участках тела, имеющего большое значение для хирургии.
Возрастная анатомия исследует возрастные аспекты анатомических особенностей индивидуального развития человека - онтогенеза (от греч. Ontos - лицо, genesis - развитие). Развитие человека до рождения, в частности, в зародышевом периоде, рассматривает эмбриология (от греч. Embryon - зародыш), а пожилых людей изучает геронтология (от греч. Geron - старый).