Всеобщие методы научного познания
Классификация – это некоторая совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов).
Например, может использоваться как в химии, так и в биологии. В биологии все виды делятся на подвиды, классы на подклассы по каким-то общим признакам (например, класс млекопитающих, класс пресмыкаю-щихся). В химии химические вещества делятся на металлы и неметаллы.
Моделирование – это изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующегося на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект – оригинал. Моделирование бывает мысленное (идеальное), физическое, символическое (знаковое) или математическое и численное моделирование на электронных вычислительных машинах (ЭВМ).
Например, можно применить моделирование в обществознании: используя мысленное моделирование представить схему государства, правовое его обеспечение, как все это будет работать. Или, например, модель атома, предложенная Э. Резерфордом, напоминала солнечную систему: вокруг ядра («Солнца») обращались электроны («планеты»). Также моделирование можно применить и в экологии. При исследованиях водных экосистем в качестве моделей часто применяют аквариумы, в которые вводят различные компоненты из естественных экосистем и изучают формы взаимоотношений между ними.
Заключение
В современном естествознании органически переплетаются два противоположных процесса: непрерывной дифференциации естествознания и все более узкие области науки и интеграции этих обособленных наук.
Достижение успеха в понимании фундаментальных свойств Вселенной возможно только на основе интегральных представлений об окружающем нас реальном мире, включающих как физический мир, так и человеческое существование. А это значит, что все новейшие концепции естествознания, все исследования на стыке космологии, физики элементарных частиц, химии, биологии, психологии и других научных дисциплин, вышедших на передний план поступательного движения от неизвестного к известному, приводят к осмыслению вечной проблемы соотношения космоса и человека.
Все ближе наука подходит к пониманию того, что само существование человека обусловлено основными закономерностями развития Вселенной в целом.
1 2