Транспортировка икры, личинок, молоди и взрослых особей рыбца
Если икру перевозят поздней осенью или зимой при низких температурах на транспорте, то в тару не только не закладывают лед, но, наоборот, ее утепляют, чтобы избежать промерзания икры. Стопку рамок (кюветов) обертывают плотной бумагой и перевязывают шпагатом. Для доступа воздуха бумагу, закрывающую рамки, в нескольких местах прорывают. Упакованную в бумагу стопку рамок опускают в пенопластовый изотермический ящик (Черномашенцев, Мильштейн, 1983).
В каждый транспортировочный ящик вкладывают конверт с накладной, в которой указаны количество икры, дата оплодотворения и температура инкубации.
На крышке транспортировочного ящика делают надпись «Живая икра. Верх. Не кантовать». С боковой стороны ящика прикрепляют этикетку с адресом назначения и отправления (Кожин, 1971).
Необесклеенную икру перевозят без воды во влажной среде. При кратковременных перевозках приклеенную к субстрату икру помещают в картонную коробку, дно которой устлано полиэтиленовой пленкой или мхом, прикрытым мокрой марлевой салфеткой. При отсутствии мха дно коробки можно застелить стеблями жесткой надводной растительности: рогоза, тростника, камыша. В пути субстрат с икрой периодически опрыскивают водой. В жаркие дни на дно коробки кладут небольшие кусочки льда, которые предохраняют икру от нагревания и быстрого обсыхания. При продолжительной транспортировке икру перевозят в таре, предназначенной для длительной перевозки обесклеенной икры. Субстрат с приклеенной икрой размещают на рамках и прикрывают влажными марлевыми салфетками. 6 – 8 рамок кладут стопкой в транспортировочный ящик из пенопласта. Для поддержания невысокой температуры (ниже 8°С) сверху стопки рамок устанавливают пенопластовую кювету со льдом, а снизу ставят пустую кювету (Понамарева, Бахарева, 2002).
При перевозке обесклеенной и необесклеенной икры во влажной среде при температуре 4 – 7°С весной и осенью и 8 – 12 °С летом ее отход за 24 – 48 ч транспортировки обычно не превышает 2 %.
Весьма удобной тарой для перевозки предличинок, личинок и молоди рыбца являются полиэтиленовые пакеты (рис. 11). Вместимость стандартного полиэтиленового пакета – 40 л. Их заполняют на 0,5 объема водой и предличинками (или личинками, или молодью), а оставшееся свободное пространство заполняют чистым кислородом, который подается под давлением из баллона. Закрывают зажимом Мора и устанавливают в ящики из картона (Понамарева, Бахарева, 2002). Содержащийся в пакетах кислород постепенно проникает в воду и насыщает ее. Это дает возможность транспортировать предличинки, личинки и молодь рыб при плотных посадках. Однако для принятия решения о перевозке предличинок рыбца в этих пакетах необходимо знать их биологические особенности и поведение на той или иной стадии развития. Это во многом предопределяет успех перевозки. При транспортировке необходимо поддерживать благоприятную температуру воды, для карповых в том числе и рыбца не выше 25 °С. Если рыб перевозят в жаркие дни, то в транспортировочные ящики закладывают такую массу льда, которая обеспечивала бы поддержание благоприятной температуры для рыбы (Иванов, 1988).
При расчете плотности посадки предличинок, личинок и молоди рыбца в герметически закрытый стандартный полиэтиленовый пакет, заполняемый водой и кислородом, необходимо учитывать следующее:
- степень растворения кислорода в воде в зависимости от механического перемешивания в пути, температуры и парциального давления;
- пороговое содержание кислорода для предличинок, личинок и молоди (1 – 3 мл/л);